РАБОЧИЕ СТАНДАРТЫ API

api-logoКлассификация моторных масел API (Американский Институт Нефти) широко признана в качестве устанавливающей минимальные рабочие стандарты и уровни качества масел для бензиновых и дизельных двигателей. Эта классификация была значительно усовершенствована по мере возрастания требований к качеству смазочных материалов, что, в свою очередь, было вызвано значительным улучшением технологий двигателей, повлекшим за собой еще и увеличение мощности двигателей данных размеров, улучшение качества металла, из которого изготовляются детали двигателей и повышение механической прочности, а также, конечно, увеличение эксплуатационных нагрузок.

Моторные масла для бензиновых двигателей обозначаются в этой классификации буквой S (сервисная станция), и категории находятся в пределах от SA (масла для работы в самых легких режимах, содержащие небольшое количество или вовсе не содержащие присадок) до самой новейшей категории SM (масла для современных мощных, многоклапанных двигателей, часто с турбо- и супернаддувом).

Аналогичным диапазоном категорий отличаются масла для дизельных двигателей, где название категории начинается с буквы С (коммерческие). Сюда входят категории от СА до CJ-4. Это масла, рассчитанные на работу в новейших дизелях и при современных эксплуатационных условиях.

Ниже приводится краткое описание всех категорий в их эволюционном развитии с точки зрения сервисных классификаций моторных масел Американского Института Нефти. В тех случаях, где присутствует пометка «устаревшая категория», это означает, что данная категория была заменена новой категорией.

КЛАССИФИКАЦИИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ API

БЕНЗИНОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ

SA Масла для применения в бензиновых и дизельных двигателях

(устаревшая категория).

Широкая устаревшая категория масел для применения в старых двигателях, работающих в таких легких режимах, что защита деталей с помощью присадок не требуется. Масла этой категории должны употребляться только, если они специально рекомендованы изготовителем оборудования.

SB Масла для применения в маломощных бензиновых двигателях

(устаревшая категория).

Составы масел 30-х годов, обеспечивавших легкую противоизносную и антиокислительную защиту, а также антикоррозионное покрытие подшипников в двигателях, работающих в очень легких нагрузочных режимах. Масла этой категории должны употребляться только, если они специально рекомендованы изготовителем оборудования.

SC Масла для применения в бензиновых двигателях 1964 года

(устаревшая категория).

Обычно для применения в дизельных двигателях легковых автомобилей и некоторых грузовиков выпуска 1964-67 г.г. Обеспечивают снижение высоко- и низкотемпературного нагара, износа, ржавления и коррозии.

SD Масла для применения в бензиновых двигателях 1968 года

(устаревшая категория).

В основном для употребления в бензиновых двигателях легковых автомобилей и некоторых грузовиков выпуска 1968-70 г.г., а также некоторых моделей 1971 года и позднее. Обеспечивают улучшенную защиту в местах, где применяются масла SC, и могут употребляться только при наличии рекомендации изготовителя.

SE Масла для применения в бензиновых двигателях 1972 года

(устаревшая категория).

Для употребления в бензиновых двигателях моделей выпуска 1972-79 г.г. и некоторых моделях 1971 г. Обеспечивают дополнительную защиту по сравнению с маслами SC и SD против окисления, нагара, ржавления и коррозии и могут употребляться как заменитель этих категорий.

SF Масла для применения в бензиновых двигателях 1980 года

(устаревшая категория).

Для употребления в бензиновых двигателях моделей выпуска 1980-89 г.г. при наличии рекомендаций и инструкций изготовителей двигателей. Обеспечивает повышенную устойчивость к окислению, улучшенные противоизносные качества по сравнению с минимальными требованиями к маслам SE и защиту от нагара в двигателе, ржавления и коррозии. Масла категории SF могут употребляться вместо предыдущих категорий SE, SD или SC.

SG Масла для применения в бензиновых двигателях 1989 года.

Для применения в бензиновых двигателях современных легковых автомобилей, фургонов и легких грузовиков, обслуживаемых в соответствии с рекомендуемыми изготовителем процедурами. Масла, разработанные для этого применения, обеспечивают улучшенную защиту от нагара в двигателях, окисления масла и износа двигателя, по сравнению с предыдущими категориями, а также обеспечивают защиту от ржавления и коррозии. Масла категории SG отвечают требованиям для работы в дизельных двигателях API CC и могут использоваться там, где рекомендуются категории SF, SE, SF/CC или SE/CC.

SH Масла для применения в бензиновых двигателях 1994 года.

Категория принята в 1992 году для определения характеристик моторных масел, рекомендуемых с 1993 г. Для обычного использования в бензиновых двигателях современного парка легковых автомобилей, фургонов и легких грузовиков, обслуживаемых по рекомендациям и инструкциям изготовителей. Эта категория превышает требования категории SG и была разработана с целью ее замещения для улучшения противонагарных, антиоксидных, противоизносных качеств масел и защиты от ржавления и коррозии. Масла данной категории, удовлетворяющие требованиям API SH, испытывались согласно требованиям Ассоциации производителей химической продукции (СМА). Продукт одобрен Кодексом практики и может применяться согласно рекомендациям API в отношении взаимозаменяемости масляных основ и рабочих испытаний градации вязкости. Масла этой категории могут использоваться в тех случаях, когда рекомендуется категория SG и более ранние категории.

SJ Масла для применения в бензиновых двигателях 1996 года. Эксплуатационная категория API SJ характеризует моторные масла, продаваемые на рынке с 1996 г. SJ включает такие же минимальные показатели, как и SH, которую она должна заменить, а также дополнительные требования к контролю за нагарообразованием и работой при низких температурах при стендовых испытаниях. Масла этой категории предназначены для обычного использования в бензиновых двигателях современных и более ранних легковых и спортивных автомобилей, транспортных средств, фургонов и легких грузовиков, обслуживаемых по рекомендациям и инструкциям изготовителей. Масла, удовлетворяющие требованиям API SJ, могут использоваться в тех случаях, когда рекомендуется категория SH и более ранние категории.

SL Масла для двигателей автомобилей, выпущенных после 2000 г. Для многоклапанных, турбированных, с работой на обеднённых смесях, с повышенными требованиями к энергосбережению и экологичности. Масла, удовлетворяющие требованиям API SL, SM могут использоваться в тех случаях, когда рекомендуется категория SJ и более ранние категории. SM Категория утверждена 30.11.2004 года. В дополнении к категории SL улучшены антоиокислительные и противоизносные свойства. Улучшены низкотемпературные свойства. Возможность сертификации по категории энергосбережения ILSAC.

ЕС Классификации по признаку сберегаемое™ энергии бензина - ЕС 1995. Существует две градации, определяющие категорию масла для бензиновых двигателей, созданные с целью повышения экономичности топлива. ТЕСУ обозначает масла, повышающие экономичность топлива в ходе проведения стандартных испытаний по крайней мере на 1,5% по сравнению с обычными маслами, а ТЕС-IIУ - по крайней мере на 2,5%

ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ

СА Масла для дизельных двигателей, работающих с малой нагрузкой (устаревшая категория).Для обычного применения в дизельных двигателях, работающих в легких и умеренных режимах на высококачественном топливе. Могут изредка применяться в бензиновых двигателях, работающих в умеренных режимах. Обеспечивают защиту от коррозии подшипников и нагара на поршневых кольцах в двигателях с обычным наддувом, где не предъявляется особых требований с точки зрения качества используемого топлива. Данная категория широко использовалась в 40-х и 50-х годах, но не должна использоваться в современных условиях, если это не оговаривается требованиями изготовителя.

СВ Масла для дизельных двигателей, работающих со средней нагрузкой (устаревшая категория). Категория введена в 1949 году с целью расширения защитных возможностей категории СА при использовании топлива низкого качества с повышенным содержанием серы для применения в двигателях с нормальным наддувом в легком и умеренном режиме эксплуатации. Часто эту категорию называют «Масла «Дополнение 1», тем самым, подчеркивая соответствие военному предписанию США MIL-L-2104A Дополнение 1.

СС Масла для дизельных двигателей, работающих со средней нагрузкой (устаревшая категория). Категория введена в 1961 году для применения в определенных двигателях с обычным или турбонаддувом, дополнительной компрессией, работающих в умеренных и высоконагрузочных режимах, а также в некоторых мощных бензиновых двигателях. Обеспечивает защиту от высокотемпературного нагара и коррозии подшипников в этих дизельных двигателях, а также от ржавления, коррозии и низкотемпературного нагара в бензиновых двигателях

CD Масла для дизельных двигателей.

Категория введена в 1955 г. для типичного применения в определенных дизельных двигателях с нормальным и турбонаддувом, а также дополнительной компрессией, где очень важна эффективная защита от износа и нагара, или при использовании топлива различного качества (включая с высоким содержанием серы). Обеспечивает защиту от высокотемпературного нагара и коррозии подшипников в этих двигателях. Часто масла этой категории называют «Катерпиллар серия 3» из-за их соответствия требованиям сертификации Superior Lubricants (Series 3), принятой тракторной компанией Caterpillar.

CD-II Масла для применения в сверхмощных дизелях с двухтактным циклом

(устаревшая категория).

Категория введена в 1985 голу для использования в типичных двухтактных дизельных двигателях, требующих высокоэффективной защиты от нагара и износа. Соответствует всем рабочим требованиям категории CD.

СЕ Масла для применения в дизельных двигателях 1983 г.

(устаревшая категория).

Для использования в определенных мощных двигателях с турбонаддувом и дополнительной компрессией, изготовленных, начиная с 1983 года, и работающих при больших нагрузках как с низкой, так и с высокой частотой вращения вала. Могут быть использованы также в условиях, для которых рекомендуются масла категории CD.

CF Применяется в дизельных двигателях с непрямым впрыском - CF 1994.

Типичное использование для дизельных двигателей с непрямым впрыском, а также других видов дизельных двигателей, использующих различные виды топлива, в том числе и с повышенным содержанием серы (например, более 0,5% по весу). Масла CF способствуют эффективному предотвращению отложений в поршне, изнашивания и коррозии подшипников с содержанием меди, что имеет большое значение для двигателей этих видов, и могут всасываться обычным путем, подаваться с помощью турбонагнетателя или нагнетателя. Масла этой технической категории могут использоваться вместо масел CD.

CF-4 Масла для применения в дизельных двигателях 1990 г.

Для типичного применения в четырехтактных дизелях, работающих на высоких скоростях, где требования превышают возможности категории СЕ и требуется применение вместо масел категории СЕ. Обеспечивают улучшенный расход масла и защиту от нагара на поршнях. В частности, эффективны в дизелях мощных тягачей и транспортных средств на магистрали. В сочетании с соответствующей категорией API S могут использоваться в бензиновых двигателях, если рекомендуется изготовителем.

CF-2 Применяется в двухтактных дизельных двигателях тяжелого режима - CF-2 1994 г.

Типичное использование для двухтактных двигателей, которым необходимо высокоэффективное предотвращение стирания цилиндра и колец, а также отложений. CD-II обладает улучшенным действием и может использоваться вместо других материалов при необходимости.

CG-4 Категория представлена в 1995 году. Масла предназначены для высоконагруженных, высокоскоростных, четырехтактных дизельных двигателей грузовых автомобилей магистрального типа использующих топливо с содержанием серы менее 0,05% от массы и немагистрального типа (содержание серы может достигать 0,5% от массы). Эффективно подавляют образование высокотемпературного нагара на поршнях, износ, пенообразование, окисление, образование сажи (эти свойства необходимы для двигателей новых магистральных тягачей и автобусов). Категория создана для удовлетворения требованиям стандартов США по токсичности отработанных газов (редакция 1994 года). Заменяет масла категорий API CD, API CE и API CF-4. Основным недостатком, ограничивающим применение масел данной категории в мире, является относительно большая зависимость ресурса масла от качества применяемого топлива.

CH-4 Категория была представлена 1 декабря 1998 года. Масла данной категории предназначены для высокоскоростных, четырехтактных двигателей выполняющих требования жестких стандартов 1998 года по токсичности отработанных газов. Отвечают высочайшим требованиям не только американских, но и европейских производителей дизельных двигателей. Специально сформулированы для применения в двигателях, использующих топливо с содержанием серы до 0,5% от массы. В отличие от категории API CG-4, допускается применение дизельного топлива с содержанием серы более 0,5%, что является важным преимуществом в странах, в которых распространены высокосернистые топлива (Южная Америка, Азия, Африка). Масла удовлетворяют повышенным требованиям по уменьшению износа клапанов и уменьшению образования нагара. Заменяют масла категорий API CD, API CE, API CF-4 и API CG-4.

CI-4 Категория введена с 2002 года. Масло соответствующее этому уровню имеет более высокие диспергирующие свойства (количество моюще-диспергирующих присадок), имеет повышенную устойчивость к термическому окислению по сравнению с классом CH-4, обеспечивает снижение расхода масла на угар за счет уменьшения летучести и снижения потерь на испарение под воздействием газов при рабочей температуре 370°C. Улучшена холодная прокачиваемость, увеличен ресурс уплотнений двигателя за счет улучшения совместимости с ними масла. Класс введен с учетом ужесточения требований к экологическим характеристикам моторов выпускаемых с 1 октября 2002 г.

CI-4 PLUS

Эксплуатационная категория для дизельных двигателей с более жесткими

требованияпо уровню сажи. При получении данной классификации моторное масло тестируется в 17 моторных тестах.

РАБОЧИЕ СТАНДАРТЫ АСЕА

425px-Acea_logo.svgТот факт, что двигатели европейского производства и их рабочие характеристики не всегда соответствуют стандартам СШA, побудил европейских конструкторов двигателей разработать отдельные стандарты.

Первоначально эти стандарты были разработаны и опубликованы ССМС (Комитет европейских конструкторов автомобилей). Однако в 1990 году ССМС был реорганизован в АСЕА (Ассоциация конструкторов автомобилей). Несмотря на то, что стандарты, принятые АСЕА (ССМС) продолжали использоваться на протяжении некоторого времени, с 1 января 1996 года ССМС прекратил свое существование, и позже в том же году были выпущены стандарты АСЕА. Стандарты АСЕА отражают значительное повышение требований к испытаниям рабочих характеристик двигателей и испытательным процедурам, по сравнению с требованиями ССМС.

Членами АСЕА являются следующие компании: БМВ, Форд, Дженерал Моторс, Порш, Пежо-Ситроен, Ровер, Фольксваген, Вольво, Фиат, Мерседес-Бенц, Рено, ДАФ, Ман и Сааб-Скания. Как уже упоминалось, эти стандарты разделены по типам двигателей, где приставка A – масла для бензиновых двигателей легковых автомашин; В обозначает масла для дизельных двигателей, работающих с малой нагрузкой; Е обозначает масла для дизельных двигателей, работающих с большой нагрузкой. В каждой категории имеется три уровня рабочих характеристик масел, которые распределяются следующим образом:

Бензиновые двигатели А1-96, А2-96, АЗ-98, A5-03,

Дизельные с низким уровнем SAPS* C1-04, С2-04, C3-04, C4-06

Дизельные облегчённого режима В1-96, В2-96, ВЗ-96, В4-98, B5-03

Дизельные тяжелого режима Е1-96, Е2-96, ЕЗ-96, Е4-99, Е5-99

* SAPS- Сера, Фосфор, Зольность

 

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АСЕА

БЕНЗИНОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

А1-96 Масла с умеренными характеристиками в высокотемпературном режиме/сопротивлением к стиранию, предназначенные для современных автомобилей, работающих на маслах с пониженной вязкостью в целях экономии топлива.

А2-96 Масла с обычной степенью вязкости, аналогичные ССМС G4, но обладающие уровнем устойчивости к окислению ССМС G5.

АЗ-98 Масла для двигателей с высокими и обычными рабочими характеристиками, применение которых рассчитано на низкий расход масла и продолжительные промежутки времени между сменой масла. Требования в отношении сопротивления к стиранию, предъявляемые к данной градации, превосходят возможности категории ССМС G5.

A5-03 Новейшая категория для масел с высочайшими эксплуатационными свойствами для высокоэффективных мощных бензиновых двигателей; с сверх удлиненным интервалом замены, допускающих применение масел с низкой высокотемпературной вязкостью в условиях высоких скоростей сдвига (2,9 - 3,5 мПа.с), благодаря чему достигается достаточно высокая степень экономии топлива. Эти масла могут не подходить для некоторых двигателей. При необходимости смотрите инструкцию по пользованию автомобилем. МОЩНЫЕ ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ

В1-96 Спецификации содержат пределы в отношении защиты: возрастание вязкости вследствие образования сажи, чистота поршня, износ распределительного вала, полировка стенок цилиндра и износ цилиндра. Требования в отношении работы в высокотемпературном режиме/сопротивлению к стиранию превышают аналогичные требования ССМС PD2.

В2-96 Масла, аналогичные категории В1, но отличающиеся более жесткими пределами вязкости, присущими данной градации.

ВЗ-98 Данная категория определяет следующие пределы: индекс вязкости данной градации, полировка стенок цилиндра, износ цилиндра, чистота поршня, более эффективный контроль за повышением вязкости вследствие образования сажи, износа распределительного вала на испытаниях двигателя ОМ602А.

В4-98 Масла для устанавливаемых на легковых автомобилях и легких грузовиках дизелей с непосредственным впрыском топлива, требующих специальных масел.

B5-03 Новейшая категория для масел с высочайшими эксплуатационными свойствами для дизельных двигателей легковых автомобилей и легких грузовиков(автобусов); с сверх удлиненным интервалом замены, допускающих применение масел с низкой высокотемпературной вязкостью в условиях высоких скоростей сдвига (2,9 - 3,5 мПа/с)

С 1-2004 Требования введены с 2004 года для дизельных двигателей с фильтрами частиц, легковых автомобилей и легких фургонов. Содержание сульфатной золы максимально ограничено 0,5%. HTHS не учитывается. Требования Форд.

С 2-2004 Требования введены с 2004 года для дизельных двигателей с фильтрами частиц, легковых автомобилей и легких фургонов. Содержание сульфатной золы максимально ограничено 0,8%. HTHS> 2,9 мПа/с. СребованиЯ Peugeot.

С3-2004 Требования введены с 2004 года для дизельных двигателей с фильтрами частиц, легковых автомобилей и легких фургонов. Содержание сульфатной золы максимально ограничено 0,8%. HTHS> 3,5 мПа/с). Требования DaimlerChrysler и BMW.

ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ, РАБОТАЮЩИЕ В ТЯЖЕЛОМ РЕЖИМЕ

Е1-96 Данная категория была разработана на замену ССМС D4 и D5. Прошла испытания в отношении контроля: износа распределительного вала, полировки отверстий, отложений на поршне, нагара, осадка и расхода масла.

Е2-96 Данная категория была разработана на замену ССМС D4 и D5. Прошла испытания в отношении контроля: износа распределительного вала, полировки отверстий, отложений на поршне, нагара, осадка и расхода масла.

ЕЗ-96 Категория прошла испытания на контроль: износ распределительного вала, полировка стенок цилиндра, отложения на поршне, нагар, загустение масла до уровня API CG-4, выброс выхлопных газов, осадок и расход масла.

Е4-99 Масла, эксплуатационные свойства которых превосходят свойства масел класса Е3. Рекомендуются для быстроходных дизельных двигателей “Euro-1” и “Euro-2” при очень тяжелых условиях эксплуатации. Могут использоваться при более длительных интервалах смены масла в соответствии с предписаниями производителя. Имеют стабильную вязкость (stay-in-grade).

Е5-99 Наиболее совершенные масла, не имеющее аналогов по качеству для мощных и быстроходных дизелей Euro 1, Euro 2, Euro 3, отвечают требованиям не только европейских, но и американских производителе автомобилей, масло отличается стабильностью свойств и предназначено для продленного интервала замены.

Е6-2005 Масло с высокой стабильностью свойств и устойчивое к деструкции, обеспечивающее отличную очистку поршней, эффективно защищающее детали двигателя от износа, уменьшающее рост вязкости от накопления сажи и устойчивое к старению. Предназначено для высокофорсированных дизелей грузовых автомобилей, удовлетворяющих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3 и Евро-4 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях, в том числе, если производителем рекомендованы увеличенные интервалы замены масла. Также рекомендовано для использования в двигателях, оборудованных системами рециркуляции отработавших газов (с или без фильтров), и для двигателей с селективным катализатором нейтрализации отработавших газов NOx . Необходимо принять во внимание, что могут существовать некоторые различия между рекомендациями автопроизводителей. Следуйте рекомендациям автопроизводителей и/или сервисным документам.

Е7-2005 Масло с высокой стабильностью свойств и устойчивостью к деструкции, обеспечивающее отличную очистку поршней и предотвращающее полировку цилиндров. Защищает от износа и образования отложений в турбокомпрессоре, уменьшает рост вязкости от накопления сажи и стойко к старению. Предназначено для высокофорсированных дизелей грузовых автомобилей, удовлетворяющих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3 и Евро-4 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях, в том числе, если производителем рекомендованы увеличенные интервалы замены масла. Также может использоваться в двигателях без фильтров твердых отработавших частиц, в большинстве типов двигателей, оборудованных системами рециркуляции отработавших газов, и двигателей с селективным катализатором нейтрализации отработавших газов NOx . Необходимо принять во внимание, что могут существовать некоторые различия между рекомендациями автопроизводителей. Следуйте рекомендациям автопроизводителей и/или сервисным документам.

Наверх
Яндекс.Метрика